Quantcast

About Meditation? Нужно ли избавиться от ума?

Нужно ли избавиться от ума?

<< Back

Ничто не должно быть выброшено из вашей системы; все должно быть принято и поглощено. Ум не отвратителен; отвратительно то, как вы используете ум. Измените это. Ум не отвратителен -- это вы бессознательны. Эта колесница прекрасна, это золотая колесница, но возница пьян и ведет вслепую; и он проклинает свою колесницу. Когда он попадает в ров, он бьет лошадей, он проклинает колесницу, проклинает того, кто сделал ее, но он никогда не думает о том, что это не вина лошадей, не вина колесницы, не вина того, кто ее сделал. Это только его собственная вина -- это он пьян и ведет вслепую. И если колесница свалилась в ров, это естественно, что вся ответственность ложится на вас.

Вопрос не в том, чтобы разрушить или выбросить ум. Ум -- это прекрасный механизм, самый прекрасный механизм во вселенной, но вы стали его слугой. А вы хозяин, но хозяин, который превратился в слугу. На самом деле это мозг -- ваш слуга.

Я слышал притчу:
Один король был очень доволен своим слугой. Слуга был так предан, так бесконечно предан своему королю; он всегда был готов пожертвовать жизнью ради короля. И король был безмерно счастлив. Слуга много раз спасал жизнь своему королю. Он был его охранником.

Однажды король решил отблагодарить слугу и сказал ему: 'Если у тебя есть какое-нибудь желание, скажи мне, и я выполню его. Ты так много сделал для меня, что я никогда не смогу отплатить тебе. Но сегодня я хотел бы выполнить одно из твоих желаний, каким бы оно ни было'.

Тогда слуга сказал: 'Ты уже так много сделал для меня -- я счастлив уже тем, что всегда рядом с тобой -- мне ничего не нужно'.

Но король настаивал. И чем больше слуга повторял, что ему ничего не нужно, тем больше настаивал король. В конце концов слуга сказал: 'Хорошо. Сделай меня королем на двадцать четыре часа, а сам стань моим охранником'.

Королю не очень понравилось это предложение, но он был человеком слова, так что он должен был исполнить желание. На двадцать четыре часа он стал охранником, а слуга стал королем. И знаете, что сделал слуга? Первый приказ, который он отдал, -- он приказал убить короля, приговорил его к смерти!

Король закричал: 'Что ты делаешь?'
Но слуга ответил ему: 'Молчать! Теперь ты просто слуга и ничто больше. А я теперь король, и это мое желание!'
И так король был убит, а слуга стал королем навечно.

Слуги всегда идут извилистыми путями для того, чтобы стать хозяевами.
Ум -- один из самых прекрасных, самых сложных, самых развитых механизмов. Он всегда служил и продолжает служить вам. Но из-за него вы всегда попадаете в одну и ту же историю, все попадают в одну и ту же историю: вы делаете ум своим хозяином, и сами становитесь его слугой, и этот хозяин использует вас как слугу. В этом проблема, а не в том, что ум нужно выкинуть.

И об этом все медитации: это искусство отстраниться от своего ума, выйти за его пределы, сказать себе, что 'я -- это не ум'. Это не означает, что вы выбрасываете ум. Когда вы знаете, что вы -- это не ум, вы снова становитесь хозяином. Вы можете использовать свой ум. Сейчас ум пока еще не в ваших руках. Вы еще не стали хорошим возницей.


Ошо: The Dhammapada: The Way of the Buddha, Vol. 6, #10



Вы не должны отвергать ум; если вы отвергаете его, он непременно останется. Отвергание означает подавление. То, что вы отвергаете, навсегда останется с вами; оно просто переместится из сознания в подсознание, из освещенной части вашего существа в темную, туда, где вы никогда не увидите его. Вы не будете осознавать это, но оно будет там, более живое, чем когда-либо. Всегда лучше встретить врага лицом к лицу, чем стоять спиной к нему. Это гораздо более опасно.

И я никогда не говорил вам, что нужно отвергать ум. Ум -- это прекраснейший механизм, одно из чудес света. Мы никогда не сможем создать ничего, что могло бы сравниться с ним. Даже самый изощренный компьютер -- ничто по сравнению с ним. Один только человеческий ум может вместить в себя знания всех библиотек мира; его возможности практически неограничены. Но это машина, это не вы. Неправильно идентифицировать себя с ним, неправильно делать его своим хозяином, и идти у него на поводу -- тоже неправильно. Но стать его хозяином и управлять им -- вот что правильно. Ум -- это бесценный слуга, так что не отвергайте его. Если вы отвергаете его, это только обеднит вас, не обогатит.

Я не против ума; я за то, чтобы идти за его пределы. И если вы отвергаете его, вы не сможете выйти за его пределы. Используйте его как ступеньку. Все зависит от вас: вы можете сделать его помехой, если вы станете думать, что нужно отвергать и разрушать его; или вы можете сделать его ступенькой, если вы примете его, если попытаетесь понять его. Тогда вы сможете выйти за его пределы. А если вы выйдете за его пределы, вы станете свидетелем.


Ошо: The Dhammapada: The Way of the Buddha, Vol. 9, #6

<< Back

Quantcast

About Meditation? Does the mind have to be thrown out?

Does the mind have to be thrown out?

<< Back

Nothing has to be thrown out of your system; everything has to be transformed and absorbed. The mind is not ugly; your use of the mind is ugly. Change your use. Mind is not ugly ¯ you are unconscious. The chariot is beautiful, it is a golden chariot, but the charioteer is drunk and fast asleep; and he calls the chariot names, condemns the chariot. When he finds himself in a ditch he beats the horses, he condemns the chariot, he condemns the chariot-maker, and he never thinks that it is not the fault of the chariot, not the fault of the horses, not the fault of the chariot-maker. It is his fault ¯ he was drunk, he was fast asleep. If the chariot has fallen into a ditch it is natural, the whole responsibility is yours.

It is not a question of destroying the mind or throwing the mind out. Mind is a beautiful mechanism, the most beautiful mechanism in existence, but you have become a servant to the mind. You are the master and the master is functioning as a servant; the mind is a servant and you have made the servant the master.

I have heard an ancient story:
A king was very happy with one of his servants. He was so devoted, so totally devoted to the king; he was always ready to sacrifice his life for the king. The king was immensely happy, and many times he has saved the king, risking his own life. He was the king's bodyguard.

One day the king was feeling so happy with the man, he said, 'If you desire anything, if you have any desire, just tell me and I will fulfill it. You have done so much for me that I can never show my gratitude, I can never repay you, but today I would like to fulfill any of your wishes whatsoever it is.'

The servant said, 'You have already given me too much. I am so blessed just by being always with you ¯ I don't need anything.'

But the king insisted. The more the servant said, 'There is no need,' the more the king insisted. Finally the servant said, 'Then it's okay. You make me the king for twenty-four hours and you be the guard.'

The king was a little apprehensive, afraid, but he was a man of his word and he had to fulfill the desire. So for twenty-four hours he became the guard and the guard became the king. And do you know what the guard did? The first thing that he did, he ordered the king to be killed, sentenced to death!

The king said, 'What are you doing?'
He said, 'You keep quiet! You are simply the guard and nothing more. It is my wish and now I am the king!'
The king was killed, and the servant became the king forever.

Servants have their own devious ways to become masters.
The mind is one of the most beautiful, the most complex, the most evolved mechanisms. It has served you well, it serves you well. Because of its services you have repeated the same story in your life, everybody has repeated the same story: you have made the mind the master and now the master treats you just like a servant. This is the problem, not that the mind has to be thrown out.

And that's what meditation is all about: the art of moving away from the mind, being above the mind, becoming transcendental to the mind, knowing that 'I am not the mind.' That does not mean that you have to throw out the mind. Knowing that 'I am not the mind' makes you again the master. You can use the mind. Right now, mind is not within your hands. You are not a good charioteer.
 

Osho, The Dhammapada: The Way of the Buddha, Vol. 6, Talk #10

 

To continue reading, click here

Mind has not to be rejected at all; if you reject it, it will remain. Rejection means repression. Anything rejected never leaves you; it simply moves from the conscious to the unconscious, from the lighted part of your being to the dark layers where you cannot face it. You become oblivious of it, but it is there, more alive than ever. It is better to face the enemy than to keep the enemy at your back; that is far more dangerous.

And I have not told you to reject the mind. Mind is a beautiful mechanism, one of the miracles of existence. We have not been able yet to make anything comparable to human mind. Even the most sophisticated computers are nothing compared to it. A single human mind can contain all the libraries of the world; its capacities are almost unbounded. But it is a machine, it is not you. To get identified with it is wrong, to make it your master is wrong, to be guided by it is wrong. But to be the master and the guide is perfectly right. The mind as a servant is of tremendous value, so don't reject it. To reject it will impoverish you, it will not enrich you.

I am not against the mind; I am in favor of transcending it. And if you reject you cannot transcend. Use it as a stepping-stone. It all depends on you: you can make it a hindrance if you start thinking that the mind has to be rejected, denied, destroyed; or you can make it a stepping-stone if you accept it, if you try to understand it. In the very effort of understanding it, transcendence happens. You go beyond it, you become a witness.

 

Osho, The Dhammapada: The Way of the Buddha, Vol. 9, Talk #6

To continue reading, click here

<< Back