Quantcast

About Meditation? Возможно ли медитировать без какой-либо техники?

<< Back

Вопрос, который вы задали, имеет колоссальное значение, поскольку медитация как таковая вообще не нуждается ни в какой технике. Техники нужны для того, чтобы избавиться от всех препятствий на вашем пути к медитации. Так что это должно быть совершенно очевидно: для медитации не нужны никакие техники, это простое понимание, осознанность, внимательность. Ни внимательность не является техникой, ни осознанность. Но на пути к тому, чтобы стать внимательным очень много трудностей. Эти трудности накапливались там веками -- и они должны быть удалены. Медитация сама по себе не может избавиться от них, для этого нужны особые техники.

Задача техник -- только в том, чтобы подготовить почву, проложить путь. Техники сами по себе -- не медитация. Если вы остановитесь на технике, вы упустите самое главное. Дж. Кришнамурти всю свою жизнь настаивал, что для медитаций не нужны техники. И в результате оказалось, что миллионы людей не пришли к медитации, миллионы людей были убеждены в том, что для медитаций не нужна техника. Но они забыли все о том, что нужно что-то делать с препятствиями, сложностями. Они так и остались убеждены в том, что техники не нужны.

Я знал многих последователей Кришнамурти довольно близко, и я говорил им: 'Техники не нужны -- с этим я абсолютно согласен, но у вас или у кого бы то ни было, кто слушал Кришнамурти, получилась медитация?'. И хотя по сути то, что они отвечали, было правдой, они всегда говорили только про положительную сторону. Но там есть и негативная сторона. И вот для этой негативной стороны и необходимы техники -- крайне необходимы -- потому что если почва не подготовлена, и все сорняки не вырваны с корнем, вы не можете выращивать розы и другие прекрасные цветы. Розы никаким образом не могут быть связаны с этими корнями, с дикими растениями, которые вы вырвали. Но удаление этих сорняков -- совершенно необходимое условие для того, чтобы розы смогли зацвести.

Вы спрашиваете: 'Возможно ли медитировать без каких-либо техник?'. Это не только возможно -- это единственная возможность. Техники не нужны вовсе -- насколько это касается медитации. Но что вы будете делать со своим умом? Ваш ум создаст вам тысячу и одну сложность Эти техники нужны для того, чтобы убрать с дороги ум, создать пространство, в котором ум станет спокойным, молчаливым, практически отсутствующим. И медитация случится с его согласия.

Это не вопрос техник. Вы не должны ничего делать. Медитация -- очень естественная вещь, что-то, что уже спрятано в вас и просто пытается найти способ выйти наружу -- к небесам, к солнцу, к воздуху. Но ум окружает ее со всех сторон; он запер все двери, все окна. Техники нужны для того, чтобы распахнуть эти окна и двери. И незамедлительно небеса раскроются для вас, со всеми их звездами, со всей красотой, рассветами, закатами. Всего лишь одно маленькое окошко мешает вам... всего лишшь песчинка, попавшая в глаз, мешает вам видеть все огромное небо, потому что вы не можете открыть глаз. Это совершенно нелогично, что маленькая песчинка может помешать видеть бесконечное небо, но это факт -- она мешает. Техники нужны для того, чтобы удалить все эти песчинки и былинки из ваших глаз.

Медитация -- это ваша природа, ваш потенциал. Это просто другое название внимательности.

Молодой отец гуляет со своим младенцем в парке, но детский плач, раздающийся из коляски, его совсем не беспокоит. 'Ну-ну, Альберт, расслабься', -- говорит он спокойно. 'Будь поспокойнее, это хороший мальчик.'
Очередной вопль раздается из коляски. 'Ну-ну, Альберт, -- снова шепчет папаша, -- Держи себя в руках.'
Молодая мама, оказавшаяся рядом со своей коляской, мимоходом замечает: 'Могу вас поздравить. Вы определенно умеет разговаривать с детьми'. И затем, погладив малыша по голове, она спрашивает: 'Ну же, Альберт, что тебя беспокоит?'
'Нет-нет, -- перебивает ее отец, -- Его зовут Джонни, а Альберт это я'.
'Альберт, держи себя в руках'. Он просто старался не забыть об этом; иначе он просто выкинул бы своего ребенка в озеро!

Медитация -- это осознанность без усилий, это внимательность без усилий; она не нуждается ни в какой технике. Но ваш ум слишком полон мыслей, мечтаний как о прошлом, так и о будущем -- он не здесь и не сейчас, а должен быть здесь и сейчас. Техники нужны для того, чтобы обрезать эти корни, связывающие вас с прошлым, обрезать эти мечты, ведущие в будущее, и удержать вас в настоящем моменте, поскольку только этот момент и существует. И тогда уже не будет необходимости в техниках.

Хими Голдберг навестил своего умирающего друга, мистера Когана. 'Сделай нам одолжение, -- сказал Хими Голдберг, -- когда ты окажешься на небесах, найди возможность передать мне весточку о том, играют ли там в бейсбол?
Мистер Коган пообещал, что сделает все возможное, чтобы оповестить своего старого друга. Несколько дней спустя после смерти мистера Когана, Хими Голдберга подзывают к телефону. 'Привет, Хими, -- говорит мистер Коган, -- Это я, твоя старый друг'.
'Коган? Это правда ты? -- спрашивает Хими. 'Правда', -- отвечает друг. 'У меня для тебя хорошая новость и плохая. Первая -- это то, что на небесах действительно играют в бейсбол. А вторая -- это то, что ты на подаче в следующее воскресенье'.

Жизнь -- сложная штука. В ней случаются хорошие новости и плохие. Хорошая новость -- это то, что не нужны никакие техники; а плохая -- это то, что без техник не попасть в медитацию.


Osho: The Rebel, #24

<< Back

Quantcast

About Meditation? Is it possible to meditate without any technique?

<< Back

The question you have asked is certainly of great importance because meditation, as such, needs no technique at all. But techniques are needed to remove the obstacles in the way of meditation. So it has to be understood very clearly: meditation itself needs no techniques, it is a simple understanding, an alertness, an awareness. Neither alertness is a technique nor is awareness a technique. But on the way to being alert, there are so many obstacles. For centuries man has been gathering those obstacles — they need to be removed. Meditation itself cannot remove them, certain techniques are needed to remove them.

So the work of the techniques is just to prepare the ground, is just to prepare the way, the passage. The techniques in themselves are not meditation. If you stop at the technique, you have missed the point. J. Krishnamurti was insisting his whole life that there is no technique for meditation. And the total result was not that millions of people attained to meditation; the total result was that millions of people became convinced that no technique is needed for meditation. But they forgot all about what they were going to do with the obstructions, the hindrances. So they remained intellectually convinced that no technique is needed.

I have met many followers of J. Krishnamurti, very intimate ones, and I have said to them, 'No technique is needed ¯ I agree absolutely. But has meditation happened to you or to anyone else who has been listening to J. Krishnamurti?' Although what he is saying is essentially true, he is saying only the positive side of the experience. There is a negative side also. And for that negative side all kinds of techniques are needed ¯ are absolutely needed ¯ because unless the ground is well prepared, and all the weeds and wild roots are taken away from the ground, you cannot grow roses and other beautiful flowers. Roses are in no way concerned with those roots, with the wild plants that you have removed. But the removal of those weeds was absolutely necessary for the ground to be in a right situation where roses can blossom.

You are asking, 'Is it possible to meditate without any technique?' It is not only possible, it is the only possibility. No technique is needed at all ¯ as far as meditation is concerned. But what are you going to do with your mind? Your mind will create a thousand and one difficulties. Those techniques are needed to remove the mind from the way, to create a space in which the mind becomes quiet, silent, almost absent. Then meditation happens on its own accord.

It is not a question of technique. You don't have to do anything. Meditation is something natural, something that is already hidden inside you and is trying to find its way to reach to the open sky, to the sun, to the air. But the mind is surrounding it from all sides; all doors are closed, all windows are closed. The techniques are needed to open the windows, to open the doors. And immediately the whole sky is available to you, with all its stars, with all its beauty, with all its sunsets, with all its sunrises. Just a small window was preventing you...just a small piece of straw can go into your eye and it will prevent you from seeing the vast sky because you cannot open your eyes. It is absolutely illogical that just a small piece of straw or sand can prevent you from seeing the great stars, the infinite sky. But in fact they can, they do. Techniques are needed to remove those straws, those pieces of sand, from your eyes.

Meditation is your nature, is your very potential. It is another name of alertness.

The young father, taking his baby for a walk in the pram in the park, seemed quite unperturbed by the wails emerging from the pram. 'Easy now, Albert,' he said quietly. 'Keep calm, there's a good fellow.'
Another howl rang out. 'Now, now, Albert,' murmured the father, 'keep your temper.'
A young mother, passing by, remarked, 'I must congratulate you. You certainly know how to speak to babies.' Then, patting the baby on the head, she cooed, 'What is bothering you, Albert?'
'No, no,' interrupted the father. 'His name is Johnnie; I am Albert.'
He was simply trying to keep himself alert: 'Albert, don't lose your temper.' He does not want to forget; otherwise he would like to throw this baby into the lake!

Meditation is simply awareness without any effort, an effortless alertness; it does not need any technique. But your mind is so full of thoughts, so full of dreams, so much of the past, so much of the future ¯ it is not here now, and awareness has to be here now. The techniques are needed to help you to cut your roots from the past, to cut your dreams from the future, and to keep you in this moment as if only this moment exists. Then there is no need of any technique.

Hymie Goldberg was visiting his friend, Mr. Cohen, who was dying. 'Do us a favor,' said Hymie Goldberg, 'when you go to heaven could you find a way of letting me know whether they play baseball up there?'
Mr. Cohen said he would certainly try to contact his old friend if at all possible. Only a few days after Mr. Cohen died, Hymie Goldberg had a phone call. 'Hello, Hymie,' said Mr. Cohen, 'it is your old friend here.'
'Cohen? Is it really you?' asked Hymie. 'Sure,' answered his friend. 'I have some good news and some bad news. First, there sure is baseball in heaven. And the bad news is that you are pitching next Sunday.'

Life is a complicated affair. There is good news, and there is bad news. The good news is that there is no need of any technique; but the bad news is, without any technique you are not going to get it.

Osho. The Rebel, Talk #24

To continue reading, click here

<< Back