Quantcast

About Meditation? Существует ли связь между спортом, таким как бег и медитацией?

Существует ли связь между спортом, таким как бег и медитацией?

<< Back

Вы бы никогда не подумали, что бег может быть медитацией, но бегуны иногда имеют огромный опыт в медитациях. Их это удивляет, поскольку они никогда не искали этого -- кто бы мог подумать, что бегун в беге обретет божественное знание? Но это случалось, и теперь бег начинает становиться новым типом медитации.

Это может случиться в беге. Если когда-нибудь вам случалось бегать, и вы наслаждались этим бегом ранним утром, когда воздух чист и свеж, и весь мир пробуждается ото сна, и вы бежите, и все ваше тело работает прекрасным образом, и свежий ветер, и новый мир рождаются вновь из мрака ночи, и все вокруг поет, и вы чувствуете себя таким живым... Наступает момент, когда бегун растворяется; остается только бег. Тело, ум и душа начинают согласно работать; тогда неожиданно вы испытываете внутренний оргазм.

Иногда бегунам случается испытать эту четвертую силу, 'turiya', хотя они не узнают ее, потому что они решают, что это просто удовольствие от бега, момент. Что это просто прекрасный день, и тело их здорово, и мир прекрасен, и это просто такое настроение. Они не обратят на это внимания. Но если они обратят на это внимание, по моему собственному наблюдению, бегун может стать ближе к медитации, чем кто бы то ни было. Простой бег может стать неизмеримой помощью, плавание может стать неизмеримой помощью. Все эти вещи могут быть трансформированы в медитацию.

Отбросьте все свои старые идеи о медитации, о том, что это просто сидение под деревом в позе лотоса. Это только один способ, и он может быть пригодным для некоторых людей, но не для всех. Для маленького ребенка это не медитация, а мучение. Для молодого человека, живого, подвижного, -- это подавление, это не медитация.

Может быть, для старика, чья энергия уже не так бурлит, это может быть медитацией. Люди разные, есть много типов людей. Для того, у кого не так много энергии, сидение под деревом в позе йога может быть лучшей медитацией, потому что она требует меньше всего энергии -- меньше, чем какая-либо еще. Когда ваша спина выпрямлена под углом девяносто градусов по отношению к земле, ваше тело тратит наименьшее количество энергии. Если вы наклоняетесь в левую сторону или в правую, ваше тело начинает тратить больше энергии, поскольку гравитация тянет вас вниз, и вы должны держаться, чтобы не упасть. Это лишняя трата энергии. Прямая спина нужна для того, чтобы тратить как можно меньше энергии.

Кроме того, сидение со сложенными на коленях ладонями очень полезно для людей с низкой энергией -- когда ладони касаются друг друга, 'электричество' тела начинает двигаться по кругу. Оно не выходит из тела. Оно образует внутренний круг; энергия движется внутри вас.

Вам, должно быть, известно, что энергия всегда выходит через пальцы; энергия никогда не выходит через законченные формы. К примеру, ваша голова не может высвобождать энергию -- она ее содержит. Энергия выходит сквозь пальцы рук и ног. В определенной позе йога ступни сложены вместе, так что энергия, переходит из одной ступни в другую; одна ладонь отдает энергию другой. Вы продолжаете получать свою собственную энергию. Это очень способствует отдохновению и расслаблению.

Поза йога -- самая расслабленная поза из всех возможных. Она расслабляет даже больше, чем когда вы спите, потому что когда вы спите, все ваше тело находится под притяжением земли. Когда вы находитесь в горизонтальном положении, это расслабляет совершенно по-другому. Это расслабляет тем, что возвращает вас в те давние времена, когда человек был животным и жил 'горизонтально'. Это расслабляет тем, что помогает вам вновь стать животным.

Вот почему лежа вы не можете думать ясно, вам становится трудно думать. Попробуйте. Вам будет легко мечтаться, но вы не сможете думать; для того, чтобы думать, нужно сидеть. И чем более прямо вы сидите, тем лучше становится эта возможность думать. Думание -- это запоздалая реакция; эта реакция приходит только когда человек принимает вертикальное положение. Если человек привык к горизонтальному положению, он не думает. Так что когда вы лежите, вы начинаете задремывать, и процесс осмысления заканчивается. Но это очень расслабляет, поскольку у вас больше нет мыслей; вы движетесь в обратную сторону. Поза йога -- это хорошая медитация для тех, чей уровень энергии низок, для тех, кто болен, стар, для тех, кто все ближе и ближе подходит к смерти. Тысячи буддистских монахов умерли, сидя в позе лотоса, посколько это лучший способ встретить смерть -- вы можете быть полностью осознанными в том, как исчезает ваша энергия. Ее будет все меньше и меньше с каждой минутой: смерть наступает. В позе лотоса вы может сохранить внимательность до самого конца, и быть осознанным в своей смерти -- это один из величайших опытов, последний оргазм из возможных.

Если вы пробуждены в момент своей смерти, это значит, что в момент возрождения вы будете в совершенно ином качестве: вы будете заново рождены пробужденными. Тот, кто умирает пробужденным, и возрождается пробужденным. Тот, кто умирает неосознанно, рождается вновь неосознанным. Тот, кто умирает осознанно, может выбрать для себя правильную матку; у него есть выбор, он заслужил его. Человек, умирающий без сознания, не имеет этого права; для него матка будет выбрана случайно.

Человек, умирающий полностью осознанным в этой жизни, после этого придет только однажды, поскольку не будет больше нужды приходить. Ему останется сделать очень немногое: сама жизнь сделает за него эту работу. Тому, кто умирает осознанно, останется сделать только одно: прежде у него не было времени излучать свою осознанность как сострадание. В другой же раз он сможет излучать свою осознанность как сострадание. И если осознанность не станет состраданием, что-то останется незавершенным, несовершенным.

Бег может быть медитацией.

Бег трусцой, танец, плавание -- все может стать медитацией: когда бы ваши тело, ум и душа не начали работать слаженно в одном ритме, это всегда будет медитацией. Если вы внимательны к тому, что вы делаете, -- это медитация. Делайте это не так, будто хотите принять участие в Олимпийских играх, а так, будто вы делаете медитацию, и это станет невероятно прекрасным.

Если мы будем говорить только об одном закрепленном представлении о медитации, она сможет быть применима только для очень немногих людей. Это была одна из главных проблем в прошлом: четкие представления о медитации, не гибкие -- согласно этим представлениям, очень немногие люди могли делать медитации, а все остальные навсегда остались в темноте. Я же пытаюсь сделать медитацию доступной для всех и каждого.

Если человек хочет медитировать, он может подобрать медитацию согласно своим потребностям. Если ему нужен отдых, тогда отдых должен быть его медитацией. Если ему нужно 'сидение в тишине, ничего не делая, и тогда придет весна, и сама собой вырастет трава' -- тогда это будет его медитацией. Мы должны найти столько измерений для медитации, сколько людей есть в мире. Представления о медитации не должны быть такими жесткими, потому что в мире нет и двух одинаковых людей. Эти представления должны быть гибкими для того, чтобы совпасть с интересами каждого. В прошлом же практика была такова, что человек должен был совпасть с представлениями.

Я совершил революцию. Теперь индивидуальность не должна подстраиваться под представления, а представления должны совпасть с индивидуальностью. Мое уважение к индивидуальности безгранично. И мне совсем нет дела до способов; способы могут меняться, может быть много разных способов.

Вот почему здесь происходит так много разных медитаций [на медитационном курорте]. У нас здесь нет достаточных возможностей; но однако вы будете удивлены тем, как много дверей в храм божественного ведет отсюда. Вы будете также удивлены, обнаружив, что одна из этих дверей предназначена только для вас одного, и ни для кого больше. Это существование любит вас, так оно выражает вам свое уважение. Вас проводят туда сквозь специальную дверцу, не через общий вход для публики. Вас примут там как особого гостя.

Но фундаментом, конечно, является медитация, и она должна отвечать этим требованиям: ваши тело, ум, сознание должы работать согласно. И тогда в один прекрасный день это случится: свидетельствование. Или, если хотите, вы можете назвать это Богом; называйте это Богом, или нирваной, или Тао, или как вам захочется это назвать.


Ошо: The Book of Wisdom, #23

<< Back

Quantcast

About Meditation? Is there a connection between sports like running and meditation?

Is there a connection between sports like running and meditation?

<< Back

You will not think of running as a meditation, but runners sometimes have felt a tremendous experience of meditation. They were surprised, because they were not looking for it — who thinks that a runner is going to experience the divine? — but it has happened, and now running is becoming more and more a new kind of meditation.

It can happen in running. If you have ever been a runner, if you have enjoyed running in the early morning when the air is fresh and young and the whole world is coming back out of sleep, awakening, and you were running and your body was functioning beautifully, and the fresh air, and the new world again born out of the darkness of the night, and everything singing all around, and you were feeling so alive.... A moment comes when the runner disappears; there is only running. The body, mind and soul start functioning together; suddenly an inner orgasm is released.

Runners have sometimes come accidentally on the experience of the fourth, turiya, although they will miss it because they will think it was just because of running that they enjoyed the moment; that it was a beautiful day, that the body was healthy and the world was beautiful, and it was just a certain mood. They will not take note of it. But if they take note of it, my own observation is that a runner can come close to meditation more easily than anybody else. Jogging can be of immense help, swimming can be of immense help. All these things have to be transformed into meditations.

Drop old ideas of meditations, that just sitting underneath a tree with a yoga posture is meditation. That is only one of the ways, and may be suitable for a few people but is not suitable for all. For a small child it is not meditation, it is torture. For a young man who is alive, vibrant, it is repression, it is not meditation.

Maybe for an old man who has lived, whose energies are declining, it may be meditation. People differ, there are many types of people. To someone who has a low kind of energy, sitting underneath a tree in a yoga posture may be the best meditation, because the yoga posture is the least energy-expensive ¯ the least. When the spine is erect, making a ninety-degree angle with the earth, your body expends the least energy possible. If you are leaning towards the left or towards the front, then your body starts spending more energy, because the gravitation starts pulling you downwards and you have to keep yourself upright; you have to hold yourself so that you don't fall. This is expenditure. An erect spine was found to need the least spending of energy.

Then sitting with your hands together in the lap is also very very useful for low-energy people, because when the hands are touching each other, your body electricity starts moving in a circle. It does not go out of your body. It becomes an inner circle; the energy moves inside you.

You must know that energy is always released through the fingers; energy is never released from round-shaped things. For example, your head cannot release energy; it contains it. Energy is released through the fingers, and the toes. In a certain yoga posture the feet are together, so one foot releases energy and it enters the other foot; one hand releases energy and it enters the other hand. You go on taking your own energy; you become an inner circle of energy. It is very restful, it is very relaxing.

The yoga posture is the most relaxed posture possible. It is more relaxing than even sleep, because when you are asleep your whole body is being pulled by gravitation. When you are horizontal it is relaxing in a totally different way. It is relaxing because it brings you back to the ancient days when man was an animal, horizontal. It is relaxing because it is regressive; it helps you to become an animal again.

That's why in a lying posture you cannot think clearly, it becomes difficult to think. Try it. You can dream easily but you cannot think easily; for thinking you have to sit. The more erect you sit, the better is the possibility to think. Thinking is a late arrival; when man became vertical, thinking arrived. When man used to be horizontal, dreaming was there but thinking was not there. So when you lie down you start dreaming, thinking disappears. It is a kind of relaxation, because thinking stops; you regress. The yoga posture is a good meditation for those who have low energy, for those who are ill, for those who are old, for those who have lived their whole life and now are coming closer and closer to death. Thousands of Buddhist monks have died in the sitting position, the lotus posture, because the best way to receive death is in the lotus posture ¯ because in the lotus posture you will be fully alert, and because energies will be disappearing. They will be becoming less and less every moment: death is coming. In a lotus posture you can keep alertness to the very end, and to be alert while you are dying is one of the greatest experiences, the ultimate in orgasm.

If you are awake while you are dying you will have a totally different kind of birth: you will be born awake. One who dies awake is born awake. One who dies unconscious is born unconscious. One who dies with awareness can choose the right womb for himself; he has a choice, he has earned it. The man who dies unconsciously has no right to choose the womb; the womb happens unconsciously, accidentally.

The man who dies perfectly alert in this life will be coming only once more, because next time there will be no need to come. Just a little work is left: the other life will do that work. For one who is dying with awareness, only one thing is left now: he has had no time to radiate his awareness as compassion. Next time he can radiate his awareness as compassion. And unless awareness becomes compassion, something remains incomplete, something remains imperfect.

Running can be a meditation.

Jogging, dancing, swimming – anything can be a meditation. My definition of meditation is: whenever your body, mind and soul are functioning together in rhythm it is meditation, because it will bring the fourth in. If you are alert to the fact that you are doing it as a meditation ¯ not to take part in the Olympics, but doing it as a meditation – then it is tremendously beautiful.

If we give only a fixed pattern of meditation, then it will be applicable only to a few people. That has been one of the problems in the past: fixed patterns of meditation, not fluid — fixed, so they fit certain types and all others are left in the darkness. My effort is to make meditation available to each and everybody.

Whosoever wants to meditate, meditation should be made available according to his type. If he needs rest, then rest should be his meditation. Then 'sitting silently doing nothing, and the spring comes and the grass grows by itself' ¯ that will be his meditation. We have to find as many dimensions to meditation as there are people in the world. The pattern has not to be very rigid, because no two individuals are alike. The pattern has to be very liquid so that it can fit with the individual. In the past, the practice was that the individual had to fit with the pattern.

I bring a revolution. The individual has not to fit with the pattern, the pattern has to fit with the individual. My respect for the individual is absolute. I am not much concerned with means; means can be changed, arranged in different ways.

That's why you find so many meditations going on [in the meditation resort]. We don't have enough opportunities here; otherwise you would be surprised how many doors the temple of the divine has. You would also be surprised that there is a special door only for you and for nobody else. That's existence's love for you, its' respect for you. You will be received through a special door, not through the public gate. You will be received as a special guest.

But the basic fundamental is, whatsoever the meditation, it has to fill this requirement: that the body, mind, consciousness – all three should function in unity. Then suddenly one day the fourth has arrived: witnessing. Or if you want to, call it God; call it God or nirvana or Tao or whatsoever you will.

Osho, The Book of Wisdom, Talk #23

To continue reading, click here

<< Back