Quantcast

About Meditation? Когда нужно использовать ум?

Когда нужно использовать ум?

<< Back

Против общества используйте ум. Ум -- это прекрасное средство оставаться независимым, бдительным. Это хороший воин, но это не любовник. Так что когда вы чувствуете необходимость бороться, когда есть необходимость защищать свою свободу, используйте ум. Сердце не умеет бороться.

Но все зависит от контекста, и я скажу, что сознательный человек, который умеет пользоваться своими возможностями, не будет путаться. Глаза нужны для того, чтобы смотреть, -- вы не можете слышать через них. И уши нужны для того, чтобы слушать -- вы не можете видеть через них. Так что используйте и то, и другое по необходимости, и не давайте их путям пересекаться.

Ум -- это прекрасный инструмент. Он может быть острым, но помните о его ограничениях. Он должен оставаться в подчинении у сердца. В тот момент, когда он становится хозяином, сердце просто умирает. Сердце не может существовать в рабстве.

Так что нет никакого противоречия в том, что я сейчас сказал, -- это просто два разных контекста. И ваше сознание знает эти различия, так что сознательный человек может использовать свое сердце, когда это необходимо, может использовать ум, когда это необходимо, может погрузить и то, и другое в тишину, когда он хочет остаться в состоянии нирваны, когда ни в уме, ни в сердце нет необходимости.

Если вы владеете своими инструментами, нет никакой проблемы. Если вы играете на флейте и я спрошу вас: 'Можешь остановить музыку на минутку, я хочу поговорить с тобой', и вы ответите: 'Я не могу; флейта не останавливается', что о вас подумают? Что вы нездоровы. Флейта не останавливается? Значит, это не вы играете на флейте, а флейта играет на вас. Если вы хотите остановить ум, вы просто говорите 'стоп' -- и он должен остановиться. Если он продолжает двигаться хотя бы чуть-чуть, это означает, что вы должны что-то сделать с этим, причем немедленно. Это опасно: когда слуга пытается быть хозяином. Слуга должен оставаться слугой, а хозяин должен оставаться хозяином. И выше всего этого -- ваше существо, которое не слуга, и не хозяин... которое просто есть. Это 'есть' -- цель любой медитации.


Ошо: The Path of the Mystic, #37

<< Back

Quantcast

About Meditation? Is there a time to use the mind?

Is there a time to use the mind?

<< Back

Against the society, use the mind. Mind is a perfect means to keep you independent, to keep you alert. It is a good fighter, but it is not a lover. So when there is need to fight, when there is need to stand up for your liberty, use the mind; heart will not be of any use. Heart knows no way to fight.

But the context is totally different, and I call that man conscious who can use his capacities in their right context and does not get mixed up. Eyes are for seeing ― you cannot hear from them. And ears are for hearing ― you cannot see from them. So use them whenever the need is there, and don't let them come in each other's way.

Mind is a beautiful instrument. It has to be sharpened, but remember its limitations. It should remain a servant to the heart. The moment it becomes the master, the heart simply dies. In slavery, the heart cannot exist.

So there is no contradiction in what I have said ― just two different contexts. And your consciousness is different from both, so a conscious person can use his heart when needed, can use his mind when needed, can put both to silence when he wants to be absolutely in a state of nirvana, where neither the mind is needed nor the heart. When he wants simply to be himself, both are not needed.

If you are the master of your instruments, there is no problem. If you have a flute and I ask you, 'Can you stop playing on it for a few moments ― I want to talk to you,' and you say, 'I cannot do it; the flute won't stop,' what will be thought about you? You are insane. The flute won't stop? So you are not playing the flute, the flute is playing you. When you want to stop the mind, just say, 'Stop' ― it has to stop. If it moves even a little bit, that means something has to be done urgently. This is dangerous: the servant is trying to be the master. The servant should be the servant, and the master should be the master. And beyond both is your being which is neither servant nor master... which simply is. That 'isness' is the goal of all meditations.

Osho, The Path of the Mystic, Talk #37

To continue reading, click here

<< Back