Quantcast

About Meditation? Что такое Випассана?

Что такое Випассана?

<< Back

Випассана -- это такая простая вещь, что даже маленький ребенок может делать ее. В действительности, маленький ребенок может делать это лучше, чем вы, потому что его ум еще не заполнен мусором; он еще чист и невинен.

Есть три способа для того, чтобы делать Випассану -- вы можете выбрать тот, который подойдет вам лучше всего. Первый из них: осознание всех ваших действий, вашего тела, вашего ума, вашего сердца. Идя по улице, идите с осознанием. Поднимая руку, вы также должны прекрасно осознавать, что вы поднимаете руку. Вы можете делать это бессознательно, чисто механически. Вы на утренней прогулке: вы можете идти, не осознавая своих шагов. Будьте внимательны к каждому движению своего тела. Когда едите, будьте внимательны к этим движениям также, как и к тому, что вы едите. Принимая душ, будьте внимательны к прохладе, которая пронизывает ваше тело, к воде, к этой невероятной радости... Просто будьте внимательны. Этого не может с вами быть в бессознательном состоянии.

И все то же самое касается ума: какая бы мысль не появилась на экране вашего ума, просто будьте наблюдателем. Какая бы эмоция не появилась на экране вашего сердца, просто оставайтесь наблюдателем -- не вовлекайтесь, не отождествляйте себя, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не имеет отношения к вашей медитации. Ваша медитация должна быть осознанием без выбора.

Однажды вы будете способны видеть очень тонкие настроения: как грусть опускается на вас, словно ночь медленно опускается на землю, как -- совершенно случайно -- какая-то мелочь делает вас счастливым.

Просто будьте наблюдателем. Не думайте: 'Я в грусти'. Просто знайте: 'Вот грусть, вот радость. Я сталкиваюсь с определенной эмоцией в определенном настроении'. Но вы всегда где-то далеко: наблюдатель на холме, а все остальное происходит в долине. Это один из способов для того, чтобы делать випассану.

Для женщины, по моему ощущению, это самая легкая вещь, поскольку женщина более внимательна к своему телу, нежели мужчина. Это ее природа. Она более сознательна к тому, как она выглядит, более сознательна к тому, как она движется, более сознательна к тому, как она сидит; она всегда сознательна в том, чтобы быть изящной. И это не только установка; в этом есть что-то естественное и биологическое.

Матери, у которых по меньшей мере двое или трое детей, в определенное время всегда начинают чувствовать, мальчика или девочку они носят в себе. Мальчик начинает играть в футбол: он размахивает своими ножками, он начинает объявлять о своем существовании. Девочка остается тихой и спокойной: она не играет в футбол, она не пинается, она не объявляет о себе. Она остается такой тихой, как это только возможно, такой спокойной, как это только возможно.
Так что это не вопрос установок, поскольку уже в матке можно увидеть разницу между мальчиком и девочкой. Мальчик всегда очень суматошен; он не может сидеть на одном месте. Он хочет все попробовать, он хочет все знать. Девочка ведет себя совершенно по-другому.

Вторая форма випассаны -- это дыхание, осознание своего дыхания. Когда вы делаете вдох, ваш живот начинает подниматься, когда вы делаете выдох, живот опускается. Второй метод -- это осознанность по отношению к своему животу, к тому, как он поднимается и опускается. Простая осознанность к своему животу, как он поднимается и опускается... Живот находится очень близко к источникам жизни, ребенок соединен с жизнью через пупок. За пупком находится его жизненный источник. Поэтому когда живот поднимается, настоящая жизненная энергия, весна жизни поднимается и опускается с каждым вдохом и выдохом. Это не так уж и сложно, и, возможно, даже проще, потому что это единая техника.

В первой технике вы должны быть осознанными по отношению к своему телу, вы должны быть осознанными по отношению к уму, к своим эмоциям, настроениям. Это три ступени. Во второй технике только одна ступень: только живот, поднимающийся и опускающийся. Но результат тот же самый. Как только вы становитесь более осознанными по отношению к животу, ум становится тихим, сердце становится тихим, настроения исчезают.

Третья техника -- это осознанность к вашему дыханию на вдохе, когда дыхание проходит через ваши ноздри. Ощущайте это так остро, как только возможно. Дыхание охлаждает ваши ноздри. Затем вы делаете выдох... снова вдох, снова выдох...

Это тоже возможно. Это легче для мужчин, чем для женщин. Женщины более осознанны к своему животу. Большинство мужчин даже не дышит так глубоко, чтобы дыхание достигало живота. Их грудь поднимается и опускается, потому что в мире существуют ложные представления об атлетике. Определенно это придает более красивую форму телу, если ваша грудь выше, а живот практически не существует.
Мужчина выбрал дыхание, которое проходит только сквозь грудь, так что грудь становится все больше и больше, а живот уменьшается. Так, ему кажется, он выглядит более атлетично. Во всем мире, за исключением Японии, атлеты и тренеры придают особенное значение дыханию, при котором вы наполняете легкие, расширяя грудь и втягивая живот. Идеал -- это лев, чья грудь огромна, а живот совсем крошечный. Так что будьте, как лев; это стало правилом для атлетов и людей, которые работают со своим телом.

Япония -- это единственное исключение, единственная страна, где не считают, что грудь должна быть широкой, а живот -- втянутым. Это требует определенной дисциплины -- втягивать живот; это не естественно. Япония выбрала путь естества; следовательно, вы будете удивлены, увидев японскую статую Будды. Вы сможете мгновенно определить, индийская это статуя или японская. Индийские статуи Гаутама Будды имеют очень атлетичные тела: живот маленький, а грудь широкая. Японский Будда выглядит совершенно иначе; его грудь совершенно не видна, потому что его дыхание идет через живот, зато его живот гораздо больше. Это не выглядит симпатично, потому что в мире превалируют обратные представления о красоте тела. Но дыхание через живот более естественно, более расслабляюще.

Это случается ночью, когда вы спите: вы не дышите через грудь, вы дышите через живот. Вот почему ночью люди так расслабляются. После сна, утром вы чувствуете себя таким свежим, таким молодым, поскольку всю ночь вы дышали естественно... вы были в Японии!

Вот два аспекта: если вы боитесь дышать через живот и опасаетесь, что его поднятия и опускания могут разрушить вашу атлетическую красоту... мужчины более заинтересованы в этой атлетической форме. Тогда для них это легче -- наблюдать дыхание через ноздри, там, где оно входит. Наблюдайте вдох и выдох, наблюдайте.

Вот эти три формы. Каждый может это делать. И если вы хотите объединить две формы, вы можете объединить их; тогда ваши усилия станут более эффективными. Если вы хотите делать сразу три формы, делайте три формы сразу. Тогда процесс будет происходить быстрее. Но все зависит от вас, что для вас легче.
Помните: то, что легко, то и есть правильно.

Когда медитация утверждается в вас, ум становится тихим, эго исчезает. Вы будете там, но больше не будет этого 'я'. Тогда двери открыты. Просто ожидайте с любовью в сердце, с радушием, этого момента, величайшего момента в жизни каждого человека -- просветления.

Этот момент наступит... Определенно наступит. Он не будет отложен ни на единый миг. Когда вы будете настроены правильно, это неожиданно случится в вас, трансформирует вас. Старый человек умрет, и новый появится на свет.

Большой шеф Сидящий Бык страдал от запоров. Он отправил свою любимую наседку к доктору за помощью. Доктор дал ей для него три талетки и попросил сообщить ему, как дела, следующим утром.

На следующее утро она вернулась с сообщением: 'Он никак не может'. Доктор велел ей удвоить дозу.
На следующий день она снова вернулась с сообщением: 'Он никак не может'. Снова он велел ей удвоить дозу.
Снова она вернулась с тем же самым. Так продолжалось неделю, и в конце концов доктор велел ей дать мужу целую коробку.
На следующее утро она пришла к нему очень расстроенная. 'Что случилось, детка?', -- спросил доктор. Она посмотрела на него со слезами в глазах и ответила: 'Много дерьма, нету шефа!'.
Однажды это случится с вами, и это будет великий момент. Вот что я называю правильным моментом.


Ошо: The New Dawn , Chapter 16

<< Back

Quantcast

About Meditation? What is vipassana?

<< Back

Vipassana is such a simple thing that even a small child can do it. In fact, the smallest child can do it better than you, because he is not yet filled with the garbage of the mind; he is still clean and innocent….

Vipassana can be done in three ways ¯ you can choose which one suits you the best. The first is: Awareness of your actions, your body, your mind, your heart. Walking, you should walk with awareness. Moving your hand, you should move with awareness, knowing perfectly that you are moving the hand. You can move it without any consciousness, like a mechanical thing. You are on a morning walk; you can go on walking without being aware of your feet. Be alert of the movements of your body. While eating, be alert of the movements that are needed for eating. Taking a shower, be alert of the coolness that is coming to you, the water falling on you and the tremendous joy of it.... Just be alert. It should not go on happening in an unconscious state.

And the same about your mind: whatever thought passes on the screen of your mind, just be a watcher. Whatever emotion passes on the screen of your heart, just remain a witness ¯ don't get involved, don't get identified, don't evaluate what is good, what is bad; that is not part of your meditation. Your meditation has to be choiceless awareness.

You will be able one day even to see very subtle moods: how sadness settles in you just like the night is slowly, slowly settling around the world, how suddenly a small thing makes you joyous.

Just be a witness. Don't think, 'I am sad.' Just know, 'There is sadness around me, there is joy around me. I am confronting a certain emotion or a certain mood.' But you are always far away: a watcher on the hills, and everything else is going on in the valley. This is one of the ways vipassana can be done.

And for a woman, my feeling is that it is the easiest, because a woman is more alert of her body than a man. It is just her nature. She is more conscious of how she looks, she is more conscious of how she moves, she is more conscious of how she sits; she is always conscious of being graceful. And it is not only a conditioning; it is something natural and biological.

Mothers who have experienced having at least two or three children, start feeling after a certain time whether they are carrying a boy or girl in their womb. The boy starts playing football; he starts kicking here and there, he starts making himself felt ¯ he announces that he is here. The girl remains silent and relaxed; she does not play football, she does not kick, she does not announce. She remains as quiet as possible, as relaxed as possible.
So it is not a question of conditioning, because even in the womb you can see the difference between the boy and the girl. The boy is hectic; he cannot sit in one place. He is all over the place. He wants to do everything, he wants to know everything. The girl behaves in a totally different way….

The second form is breathing, becoming aware of breathing. As the breath goes in, your belly starts rising up, and as the breath goes out, your belly starts settling down again. So the second method is to be aware of the belly, its rising and falling. Just the very awareness of the belly rising and falling ... And the belly is very close to the life sources because the child is joined with the mother's life through the navel. Behind the navel is his life's source. So when the belly rises up, it is really the life energy, the spring of life that is rising up and falling down with each breath. That too is not difficult, and perhaps may be even easier, because it is a single technique.

In the first, you have to be aware of the body, you have to be aware of the mind, you have to be aware of your emotions, moods. So it has three steps. The second sort has a single step: just the belly, moving up and down. And the result is the same. As you become more aware of the belly, the mind becomes silent, the heart becomes silent, the moods disappear.

And the third is to be aware of the breath at the entrance, when the breath goes in through your nostrils. Feel it at that extreme ¯ the other polarity from the belly ¯ feel it from the nose. The breath going in gives a certain coolness to your nostrils. Then the breath going out ... breath going in, breath going out....

That too is possible. It is easier for men than for women. The woman is more aware of the belly. Most men don't even breathe as deep as the belly. Their chest rises up and falls down, because a wrong kind of athletics prevails over the world. Certainly it gives a more beautiful form to the body if your chest is high and your belly is almost non-existent.
Man has chosen to breathe only up to the chest, so the chest becomes bigger and bigger and the belly shrinks down. That appears to him to be more athletic. Around the world, except in Japan, all athletes and teachers of athletes emphasize breathing by filling your lungs, expanding your chest, and pulling the belly in. The ideal is the lion whose chest is big and whose belly is very small. So be like a lion; that has become the rule of athletic gymnasts and the people who have been working with the body.

Japan is the only exception, where they don't care that the chest should be broad and the belly should be pulled in. It needs a certain discipline to pull the belly in; it is not natural. Japan has chosen the natural way; hence you will be surprised to see a Japanese statue of Buddha. That is the way you can immediately discriminate whether the statue is Indian or Japanese. The Indian statues of Gautam Buddha have a very athletic body: the belly is very small and the chest is very broad. But the Japanese Buddha is totally different; his chest is almost silent, because he breathes from the belly, but his belly is bigger. It doesn't look very good because the idea prevalent in the world is the other way round, and it is so old. But breathing from the belly is more natural, more relaxed.

In the night it happens when you sleep: you don't breathe from the chest, you breathe from the belly. That's why the night is such a relaxed experience. After your sleep, in the morning you feel so fresh, so young, because the whole night you were breathing naturally...you were in Japan!

These are the two points: if you are afraid that breathing from the belly and being attentive to its rising and falling will destroy your athletic form...men may be more interested in that athletic form. Then for them it is easier to watch near the nostrils where the breath enters. Watch, and when the breath goes out, watch.

These are the three forms. Any one will do. And if you want to do two forms together, you can do two forms together; then the effort will become more intense. If you want to do all three forms together, you can do all three forms together. Then the process will be quicker. But it all depends on you, whatever feels easy.
Remember: easy is right.

As meditation becomes settled, mind silent, the ego will disappear. You will be there, but there will be no feeling of 'I.' Then the doors are open. Just wait with a loving longing, with a welcome in the heart for that great moment, the greatest moment in anybody's life ¯ enlightenment.

It comes ... it certainly comes. It has never delayed for a single moment. Once you are in the right tuning, it suddenly explodes in you, transforms you. The old man is dead and the new man has arrived.

Big Chief Sitting Bull had been constipated for many moons. So he sent his favorite squaw to the medicine man for help. The medicine man gave the squaw three pills and told her to give them to the chief, and then report back to him the next morning.
The next morning the squaw came back with the message, 'Big chief no shit.' So the medicine man told her to double the dose.
The next day, she came back with the message, 'Big Chief no shit.' So again he told her to double the dose.
Again she came back with the same message. This went on for a week, and finally the medicine man told the squaw to give Sitting Bull the whole box.
The next morning, she came back with a very sad expression. 'What is wrong, my child?' asked the medicine man. The little squaw looked at him with tears in her eyes and said, 'Big Shit, no chief!'

One day it will happen to you, and that will be a great moment. That's what I am calling the right moment.

Osho, The New Dawn, Talk #16

To continue reading, click here

<< Back