Quantcast

OSHO Times The Other: Myself Внутренний критик

Внутренний критик

Это - плохая привычка. Само-осознание это хорошо, но самокритика это не хорошо, потому что она всегда не по существу. Когда мгновение миновало, тогда вы критикуете себя. Осознание находится в настоящем, а критика связана с прошлым. Вы не можете отменить его, вы не можете переделать его заново. Оно ушло, и ушло навсегда, и ничего нельзя с этим поделать. Просто глупо впустую тратить даже одно мгновение на размышления об этом, потому что снова в размышлении об этом, вы впустую тратите настоящее, снова делая то же самое. Осознавайте, что бы то ни было - отношения, работу, медитацию ... независимо оттого, чем бы это ни было.

Когда есть что-то, когда что-то происходит, осознавайте, никогда не будьте критичными. Поскольку в тот самый момент осознавания, кое-что может быть преобразовано. Если вы чутки, вы можете не делать многих вещей, вы будете делать другие вещи. Если вы осознаны, вы не сможете совершать ошибки, продолжая критиковать. Осознание никогда не являлось тем, в чём имеется хоть какая-нибудь вероятность раскаяния. Осознающий человек никогда не раскаивается. Чего он не мог сделать, он не сделал. Нет никакого смысла в жалости к себе, в критиковании себя, чувстве сожаления к себе, это - всё болезни. Так что сбросьте их.

И это - путь эго. Вы совершаете что-то, а затем начинаете совершенствовать его в уме. Это просто показывает, что вы сделали что-то, что ниже образа вашего эго. Вы сердиты, а вы всегда полагаете, что вы - очень очень хороший человек, и вы никогда не сердитесь - а теперь вы сердиты. Затем позже вы видите, что ваш надуманный само-образ пал. Что же делать? Теперь в своих собственных глазах вы чувствуете себя осужденным.

Как вы покажете своё лицо другим? А вы заявили так много, что вы хороший человек, и что вы никогда не сердитесь, и что вы и такой и сякой. А теперь что делать с этой рекламой, которую вы столько времени делали? Вы не можете сказать, что вы были сердиты или жадны или скупы или что-то ещё. Остается только одно: начать тянуть себя за собственные шнурки на ботинках, выпрямить себя, раскаятся и сказать ' Это было неправильно. Я не должен был делать этого. Я должен был сделать что-то другое’. Теперь вы рисуете свой образ и говорите, 'Возможно, что я был сердит, но это была просто ошибкой момента. Я раскаиваюсь за это. Взгляните - слезы в моих глазах. Я – вовсе не плохой человек’. Вы можете даже пойти к человеку, на которого вы сердились, и попросить у него прощения - но это тоже путь эго. Вы снова начнете чувствовать себя хорошо, очень хороший человек! Вы вновь сохранили свою респектабельность. Вами придуманный само-образ снова возведён на престол.

Если вы действительно чувствуете, что гнев был неуместен, то забудьте о прошлом. Теперь всякий раз, когда присутствует гнев, оставайтесь бдительными. Это - настоящее раскаяние. Оставайтесь бдительными. Я не говорю, не просите прощения у людей. Просите - но не в раскаянии. Не за гнев, а за то, что вы не осознавали. Видите различие?

Если вы были сердиты, подойдите к человеку, и скажите, что ' я не осознавал. Я вел себя подобно дураку, пьянице. Я не осознавал, был одурманен. Я сделал что-то, но меня там не было’. Попросите прощения за то, что вы не осознавали, не за ваш гнев. И помните, что настоящая проблема - не гнев. Настоящая проблема - неосознанность.

Так что в следующий раз будьте более осознаны. Гнев ли это или ненависть, ревность, собственничество, тысяча одна причина кроется там ..., но настоящая болезнь одна: неосознанность. Всё это аспекты одного и того же. Таким образом, если вы попытаетесь изменить это - эти проблемы, - вы никогда не справитесь, не одолеете их, потому что их - миллионы.

Be Realistic: Plan for a Miracle

Quantcast

OSHO Times The Other: Myself The Inner Critic

The Inner Critic

I feel very self-critical. After social encounters I’m always thinking about what I said and what I could have said.

That’s a bad habit. Self-awareness is good, but self-criticism is not good because it is never to the point. When the moment is gone, then you criticise yourself. Awareness is in the present and criticism is about the past. You cannot undo it, you cannot re-do it. It is gone, and gone forever; nothing can be done about it. It is simply foolish to waste even a single moment thinking about it, because again in thinking about it, you are wasting the present, again doing the same. Be aware in whatsoever – relationship, work, meditation...whatsoever it is.

When something is there, when something is happening, be aware; never be critical. Because in that moment of awareness, something can be transformed. If you are alert, you may not do many things; you will do other things. If you are aware, you will not be able to make the mistakes that you go on criticising. Awareness has never been anything for which there is any possibility for repentance. A man who is aware, never repents. Whatever he could not do, he has not done. There is no point in pitying oneself, in criticising oneself, feeling sorry for oneself; they are all diseases. So drop that.

And it is an ego-trip. You do something and then you start improving on it in the mind. That simply shows that you have done something which falls below the image of your ego. You have been angry and you always think that you are a very very good person, and you are never angry – and now you have been angry. Then later on you see that your self-image has fallen down. What to do? Now in your own eyes you feel condemned.

How are you going to show your face to others? And you have been broadcasting so much that you are a good man and you are never angry, this and that. Now what about that advertisement that you have been making? You cannot say that you have been angry or greedy or a miser or whatsoever. There is only one way: pulling yourself up by your own shoestrings, you straighten yourself, repent. You say ‘This was wrong. I should not have done this. I should have done something else’. Now you are painting your image. You are saying ‘Maybe I was angry, but it was just a moment’s error. I am repenting for it. Look – there are tears in my eyes. I am not a bad man at all’. You may even go to the person to whom you have been angry and ask his pardon – but that too is an ego-trip. You will again start feeling good, a very good man! You have retained your respectability again. Your self-image is again enthroned.

If you really feel that anger was wrong, then forget about the past. Now whenever anger is there, remain alert. That is real repentance. Remain alert. I’m not saying don’t ask people’s forgiveness. Ask – but not in repentance. Not for anger but for your unawareness. Can you see the distinction?

If you have been angry, go to the person and say ‘I have been unaware. I behaved like a fool, a drunkard. I was unconscious, drugged. I have done something but I was not there’. Ask forgiveness for your unawareness, not for your anger. And remember the real problem is not anger. The real problem is unawareness.

So next time be more aware. Whether it is anger, hatred, jealousy, possessiveness, a thousand and one things are there...but the real disease is one: unawareness. These are all facets of the same thing. So if you try to change that – these problems – you will never be able to cope, because they are millions.

Osho, BeRealistic: Plan for a Miracle<7I>, Talk #20
(This title is no longer available at Osho’s request)